/ Art+Culture


1917 Views

Share Share Share

Список любимых фильмов Стэнли Кубрика

Стэнли Кубрик родился в Нью-Йорке 26 июля 1928 года, в еврейской семье. Отец, Якоб был родом из Восточной Галиции, а мать, Гертруда родилась на Буковине – землях современной Украины. Американского режиссера Стэнли Кубрика по праву называют одним из самых влиятельных кинематографистов второй половины XX века. Неспроста картины Кубрика указывают на тенденции изоляции человека от окружающей действительности. Покинутость героев в мире, что Стэнли сотворил для себя, ярко виднеется и чувствуется зрителю. Когда он был маленьким, он был одержим навязчивыми идеями, а когда стал подростком, эта черта гиперболизировалась в особенность, попахивающую болезненностью. Ни одно дело он не брал на себя, пока досконально не изучит его со всех сторон, все аспекты — он должен был знать все идеально, и никак иначе. Может, поэтому в его фильмах преобладает разрушение машин, отказывают все системы и порядки, а идеи не осуществляются. Всю жизнь, помимо кинематографа, Кубрик любил джаз, бейсбол, шахматы, фотографию и самоконтроль.

Фильмы Кубрика, большая часть которых основана на литературных первоисточниках, сняты с большим техническим мастерством и насыщены остроумными решениями. К особенностям его режиссёрского почерка относят специфическое использование крупных планов, необычного панорамирования, наплыва, а также смелое употребление популярной и классической музыки. С содержательной точки зрения Кубрик часто рисует одиночество человека в том мире, который он создал для себя, тенденцию общества к автоматизации социальных процессов, а человека — к изоляции от окружающей действительности.

Кубрик не признавал фильмы «чистых» жанров, считая, что искусство кинематографа нуждается в экспериментах (но при этом саму форму он предпочитал не ломать). Режиссер, например, стремился в основу каждого своего проекта класть «черную комедию», сочетая юмористический и легкий тон повествования и шокирующее насилие или пугающие ситуации, в которые попадали герои. Наиболее четко это прослеживается в лентах «Заводной апельсин» (1971) и «Сияние» (1980). При всем при этом картину «Доктор Стрейнджлав» (1964) сам Кубрик называл не иначе как «сатирический триллер».

При съемках любого фильма Стэнли Кубрик не только использовал целый арсенал объективов, но и всегда заказывал у специалистов новый – по индивидуальным характеристикам. 50-миллиметровый f/0.7 объектив, изначально собранный по заказу NASA, Кубрик использовал для съемки темных сцен в «Барри Линдоне» (для достижения эффекта т.н. «медленного зума» – slow zoom). Также у него был широкоугольный адаптер, позволяющий сделать фокусное расстояние ближе к 37,5 мм. Он предпочитал сверхширокоугольные объективы, как, например, Kinoptic 9.8mm в некоторых сценах «Заводного апельсина» и «Сияния» (для достижения эффекта т.н. «ужасного зума» – horror zoom) Но все же одним из его самых знаменитых приемов был зум от крупного плана до общего, для чего он использовал специально созданный Cine-Pro 24-480mm T9.

Больше всего в процессе создания фильма Стэнли Кубрику нравился монтаж, и он мог провести весь день взаперти в монтажной комнате, чтобы контролировать процесс, участвовать в нем и точно знать, что на выходе все будет в порядке. Кстати, именно благодаря своеобразной одержимости в фильмах Кубрика появились уникальные авторские приемы – симметрия кадра и своеобразная цветовая палитра.

Среди режиссеров немало деспотов, но Кубрик отличался особой изощренностью.

Каждый съемочный день того же «Сияния» начинался с коллективного просмотра «Головы-ластика» Дэвида Линча. Тот, кто видел этот фильм, понимает, что лента прекрасная, но показывать ее каждый день могли бы только в тюрьме Гуантанамо. Съемки «Сияния», кстати, затянулись из-за того, что Кубрик заставлял съемочную группу делать до ста дублей каждой сцены. Во время съемки ему удалось довести до истерики исполнительницу главной роли Шелли Дюваль.

В июле 1969 года американские астронавты ступили на Луну. Но в «маленький шаг для человека и гигантский скачок для человечества» верят далеко не все. Конспирологи приводят массу аргументов в пользу теории заговора, которые легко развенчивают профессионалы. Но один из мифов прочно закрепился за Кубриком. В даркнете до сих пор активны форумы, на которых серьезно обсуждается то, что высадка на Луну была снята в Голливуде, а руководил съемками режиссер «Космической Одиссеи». Сам Кубрик, само собой, отказывался комментировать нелепые вопросы, связанные с программой «Аполлон». Это еще больше подбодрило сторонников теории заговора и дало им еще один аргумент.

Стэнли Кубрик, как вы помните, мучил актеров и заставлял их доводить каждую сцену до совершенства. Со своей дотошностью режиссер дошел до того, что запретил переводить свои фильмы на иностранные языки. В завещании Кубрик попросил правообладателей показывать его ленты только с субтитрами, а еще лучше – без них.

Последней пощечиной, которую Кубрик отвесил зрителям и критикам, стало слово известное из четырех букв. Им героиня Николь Кидман завершает фильм «С широко закрытыми глазами». Случайно или сознательно, но один из самых скандальных режиссеров голливудского кино сам написал для себя лучшую эпитафию. В дубляже ее, и правда, не расслышать.

Список любимых фильмов Стэнли Кубрика выглядит следующим образом:

1. Возница (Körkarlen, 1920), реж. Виктор Шёстрём

2. Метрополис (Metropolis, 1927), реж. Фриц Ланг

3. Ангелы ада (Hell’s Angels, 1930), реж. Ховард Хьюз

4. Голубой ангел (Der blaue Engel, 1930), реж. Джозеф фон Штернберг

5. Огни большого города (City Lights, 1931), реж. Чарльз Чаплин

6. Героическая кермесса (La kermesse héroïque, 1935), реж. Жак Фейдер

7. Банковский сыщик (The Bank Dick, 1940), реж. Эдвард Ф. Клайн

8. Гражданин Кейн (Citizen Kane, 1941), реж. Орсон Уэллс

9. Рокси Харт (Roxie Hart, 1942), реж. Уильям А. Уэллмен

10. Король Генрих V (The Chronicle History of King Henry the Fift with His Battell Fought at Agincourt in France, 1944), реж. Лоуренс Оливье

11. Дети райка (Les enfants du paradis, 1945), реж. Марсель Карне

12. Красавица и чудовище (La belle et la bête, 1946), реж. Жан Кокто

13.Сокровища Сьерра Мадре (The Treasure of the Sierra Madre, 1947), реж. Джон Хьюстон

14. Пасифик 231 (Pacific 231, 1949), реж. Жан Митри

15. Расёмон (Rashômon, 1950), реж. Акира Куросава

16. Карусель (La ronde, 1950), реж. Макс Офюльс

17. Наслаждение (Le plaisir, 1952), реж. Макс Офюльс

18. Мадам де… (Madame de…, 1953), реж. Макс Офюльс

19. Фрёкен Юлия (Fröken Julie, 1951), реж. Альф Шёберг

20. Эдуард и Каролина (Édouard et Caroline, 1951), реж. Жак Беккер

21. Золотая каска (Casque d’or, 1952), реж. Жак Беккер

22. Маменькины сынки (I vitelloni, 1953), реж. Федерико Феллини

23. Дорога (La strada, 1954), реж. Федерико Феллини

24. Семь самураев (Shichinin no samurai, 1954), реж. Акира Куросава

25. Улыбки летней ночи (Sommarnattens leende, 1955), реж. Ингмар Бергман

26. Боб-прожигатель (Bob le flambeur, 1956), реж. Жан-Пьер Мельвиль

27. Земляничная поляна (Smultronstället, 1957), реж. Ингмар Бергман

28. Трон в крови (Kumonosu-jô, 1957), реж. Акира Куросава

29. Ночь (La notte, 1961), реж. Микеланджело Антониони

30. Очень мило, очень мило (Very Nice, Very Nice, 1961), реж. Артур Липсетт

31. Мэри Поппинс (Mary Poppins, 1964), реж. Роберт Стивенсон

32. Битва за Алжир (La battaglia di Algeri, 1966), реж. Джилло Понтекорво

33. Поезда под пристальным наблюдением (Ostře sledované vlaky1966), реж. Иржи Мензель

34. Бал пожарных (Horí, má panenko, 1967), реж. Милош Форман

35. Взвод Андерсона (La section Anderson, 1967), реж. Пьер Шёндёрффер

36. Мятный коктейль со льдом (Peppermint Frappé, 1967), реж. Карлос Саура

37. Если… (If….1968), реж. Линдсей Андерсон

38. Ребенок Розмари (Rosemary’s Baby, 1968), реж. Роман Полански

39. Однажды на Диком Западе (C’era una volta il West, 1968), реж. Серджио Леоне

40. Одален 31 (Ådalen 31, 1969), реж. Бу Видерберг

41. Тора! Тора! Тора! (Tora! Tora! Tora!, 1970), реж. Ричард Флайшер

42. Эмигранты (Utvandrarna, 1971), реж. Ян Труэль

43. Убрать Картера (Get Carter, 1971), реж. Майк Ходжис

44. МакКейб и миссис Миллер (McCabe & Mrs. Miller, 1971), реж. Роберт Олтмен

45. Гарольд и Мод (Harold and Maude, 1971), реж. Хэл Эшби

46. Кабаре (Cabaret, 1972), реж. Боб Фосси

47. Шепоты и крики (Viskningar och rop, 1972), реж. Ингмар Бергман

48. Избавление (Deliverance, 1972), реж. Джон Бурмен

49. Крестный отец (The Godfather, 1972), реж. Френсис Форд Коппола

50. Солярис (1972) , реж. Андрей Тарковский

51. Изгоняющий дьявола (The Exorcist, 1973), реж. Уильям Фридкин

52. Дух улья (El espíritu de la colmena, 1973), реж. Виктор Эрисе

53. С Новым годом! (La bonne année, 1973), реж. Клод Лелуш

54. Американские граффити (American Graffiti, 1973), реж. Джордж Лукас

55. Техасская резня бензопилой (The Texas Chain Saw Massacre, 1974), реж. Тоуб Хупер

56. Человек, несущий смерть (The Terminal Man, 1974), реж. Майк Ходжис

57. Машины, которые съели Париж… (The Cars That Ate Paris, 1974), реж. Питер Уир

58. Пикник у Висячей скалы (Picnic at Hanging Rock, 1975), реж. Питер Уир

59. Выкорми ворона (Cría cuervos, 1975), реж. Карлос Саура

60. Собачий полдень (Dog Day Afternoon, 1975), реж. Сидни Люмет

61. Пролетая над гнездом кукушки (One Flew Over the Cuckoo’s Nest, 1975), реж. Милош Форман

62. Энни Холл (Annie Hall, 1977), реж. Вуди Аллен

63. Близкие контакты третьей степени (Close Encounters of the Third Kind, 1977), реж. Стивен Спилберг

64. Голова-ластик (Eraserhead, 1977), реж. Дэвид Линч

65. Подружки (Girlfriends, 1978), реж. Клаудия Вайль

66. Придурок (The Jerk, 1979), реж. Карл Райнер

67. Манхэттен (Manhattan, 1979), реж. Вуди Аллен

68. Весь этот джаз (All That Jazz, 1979), реж. Боб Фосси

69. Чужой (Alien, 1979), реж. Ридли Скотт

70. Апокалипсис сегодня (Apocalypse Now, 1979), реж. Френсис Форд Коппола

71. Американский оборотень в Лондоне (An American Werewolf in London, 1981), реж. Джон Лэндис

72. Кровавая свадьба (Bodas de sangre, 1981), реж. Карлос Саура

73. Современный роман (Modern Romance, 1981), реж. Альберт Брукс

74. Инопланетянин (E.T. the Extra-Terrestrial, 1982), реж. Стивен Спилберг

75. Дантон (Danton, 1982), реж. Анджей Вайда

76. Родной край: хроники Германии (мини-сериал) (Heimat – Eine deutsche Chronik, 1984), реж. Эдгар Райц

77. Взвод (Platoon, 1986), реж. Оливер Стоун

78. Жертвоприношение (Offret, 1986), реж. Андрей Тарковский

79. Пир Бабетты (Babettes gæstebud, 1987), реж. Габриэль Аксель

80. Игорный дом (House of Games, 1987), реж. Дэвид Мэмет

81. Пелле-завоеватель (Pelle erobreren, 1987), реж. Билле Аугуст

82. Эпоха радио (Radio Days, 1987), реж. Вуди Аллен

83. Исчезновение (Spoorloos, 1988), реж. Джордж Слёйзер

84. Генрих V: Битва при Азенкуре (Henry V, 1989), реж. Кеннет Брана

85. Роджер и я (Roger & Me, 1989), реж. Майкл Мур

86. Декалог (сериал) (Dekalog, 1988), реж. Кшиштоф Кесьлёвский

87. Молчание ягнят (The Silence of the Lambs, 1990), реж. Джонатан Демме

88. Мужья и жены (Husbands and Wives, 1992), реж. Вуди Аллен

89. Белые люди не умеют прыгать (White Men Can’t Jump, 1992), реж. Рон Шелтон

90. Рыжая белка (La ardilla roja, 1993), реж. Хулио Медем

91. Криминальное чтиво (Pulp Fiction, 1994), реж. Квентин Тарантино

92. Ночи в стиле буги (Boogie Nights, 1997) , реж. Пол Томас Андерсон

1917 Views