Орсон Уэллс. Нью-йоркский вундеркинд

Орсон Уэллс. Нью-йоркский вундеркинд

28.11.2017 Выкл. Автор f64admin

Критики называют его одной из самых значительных фигур американского кинематографа. Актер, режиссер, «нью-йоркский вундеркинд»: в 12 прочитал всего Шекспира, половину знал наизусть, сам писал пьесы. В 15 стал известным актером, а в 25 снял фильм «Гражданин Кейн», который до сих пор возглавляет список ста лучших американских картин. Его фильмы отмечены изобретательностью в технических решениях. С его именем связано множество легенд, хотя те, кто знал Орсона Уэллса, утверждают, что он сам был творцом мифа о себе.

В юности Орсон серьезно занимался живописью. Для совершенствования в изобразительном искусстве он отправился в Европу, которую считал центром художественной жизни. Позже он признавался своим студентам: «О, рисовать — это значит быть самым счастливым человеком, потому что это самая суть творчества. Это идеальное средство самовыражения, как любовь. Но вы, желающие стать режиссерами, вы-то столкнетесь с гораздо более неподатливым материалом, самым трудным материалом в мире — людьми, из которых уж не вылепишь все, что захочешь».

В своем творчестве Орсон Уэллс довел до совершенства все стороны кинематографического процесса: повествование, актерское мастерство, способы съемки, монтаж. Во всем, что он делал в кино, он шел своим путем и достиг многого. Но его личная судьба в чем-то повторила судьбу его героя Кейна. Он поставил много фильмов и спектаклей, но еще больше замыслов осталось неосуществленными. Его преследовало чувство неудовлетворенности, ощущение, что он чего-то недосказал. Автор 25-ти нереализованных кинопроектов, вынужденный сниматься в чужих фильмах, чтобы собрать денег на собственные малобюджетные ленты, работа над которыми затягивалась на годы, Уэллс не был избалован официальным признанием в Голливуде.

Наиболее примечательные картины Уэллса — «Гражданин Кейн», «Печать зла», «Процесс» и «Леди из Шанхая»:

«Гражданин Кейн»

«Я начал на вершине и постепенно спускался», — резюмировал как-то Орсон Уэллс, рассуждая о своем пути в кинематографе. «Гражданин Кейн» — первый полнометражный фильм режиссера, снятый им в 25 лет, и признанный лучшим не только в его фильмографии, в истории кинематографа вообще, — многие критики поставили эту картину на первую позицию в списке лучших фильмов всех времен и народов.

«Гражданин Кейн» вышел в прокат в 1941 году — большую кассу не собрал, и не только потому, что новаторские решения Уэллса не были оценены зрителями. Многие его просто не увидели. Американский медиамагнат Уильям Рэндольф Хёрст, с которого во многом и был списан образ главного героя, организовал против Орсона Уэллса кампанию — его ленту бойкотировали и травили в прессе, многие кинотеатры отказывались от ее проката, но это не помешало «Гражданину Кейну» стать одним из самых главных фильмов в истории мирового кинематографа.

Главную роль в фильме сыграл сам Уэллс — темпераментно, мощно, с поразительной для его возраста способностью «проживать» на экране десятилетия: от юности до преклонных лет. Фильм отличается достаточно сложной композицией, основанной на ретроспекциях и интервью с людьми, вспоминавшими о карьере Кейна, и изысканностью изобразительного ряда (оператор Грег Толанд).

К сожалению, такой творческой свободы, как в «Гражданине Кейне», у Орсона Уэллса больше не было — кинокомпании и продюсеры все чаще вмешивались в творческий процесс — его картины сокращали и перемонтировали. Следующая работа Уэллса, «Великолепные Эмберсоны», была варварски сокращена продюсерами, которые отстранили режиссера от окончательного монтажа. Лишь в 1946 году режиссер смог закончить психологический детектив «Чужестранец», рассказывающий о нацистском преступнике, скрывающемся в Америке. В этой роли Уэллс сделал талантливый набросок к своей будущей веренице демонических персонажей, похожих на коварных сказочных людоедов (кстати, в 1972 году он с блеском сыграет своего рода Синюю Бороду в осовремененной сказке Клода Шаброля «Чудовищная декада»).

«Леди из Шанхая»

Спустя 2 года вместе со своей женой, кинозвездой Ритой Хэйворт, Орсон Уэллс сыграл в гангстерской драме «Леди из Шанхая». Финальная сцена этого фильма, снятая в комнате кривых зеркал, способна восхитить самого искушенного зрителя даже сегодня. Отточенная режиссура, виртуозный монтаж, превосходный саспенс. Словом, талант Орсона Уэллса мог превратить в высокое искусство самую заурядную криминальную фабулу…

Дэйв Кер назвал «Леди из Шанхая» единственной среди классических нуаров комедией. Впервые в истории нуара действие переносится в экзотические южные страны (позднее кинокритики придумают для таких нуаров название солнечных, film soleil). Но даже в раскаленных солнцем тропиках героев не оставляет ощущение близости смерти.

Фильм «Леди из Шанхая» вошел в историю кино не только из-за своего жанрового своеобразия, но и благодаря метафорическому киноязыку. В традиции немецкого экспрессионизма места действия зарифмованы с внутренним состоянием героев, а движения камеры и глубина съемки поражают виртуозностью. Запутанность ситуации, в которую позволил завлечь себя главный герой, символизируют сюрреалистические сети в лабиринте заброшенного цирка, где он заточен.

После шумного фестивального успеха двух шекспировских экранизаций («Макбет» и «Отелло») Орсон Уэллс поставил по собственному сценарию фильм «Мистер Аркадин». «Аркадин — представитель европейского мира, — говорил о своем герое Орсон Уэллс. — Он мог бы быть греком, русским, грузином, как если бы он приехал из совершенно диких мест и обосновался посреди старой европейской цивилизации, используя в своих корыстных целях энергию и смекалку варвара. Он — варвар, которому удалось завоевать Рим. Он восхитителен, возмутительна только мораль Аркадина. Это смелый и страстный человек, а я считаю, что страстного человека нельзя ненавидеть…».

Двух героев Орсона Уэллса, Кейна и Аркадина, объединяла неистовая страсть, желание стать властелином мира. И, быть может, столь же страстным было желание Орсона Уэллса стать самым великим мастером кинематографа…

«Печать зла»

«Печать зла» является одним из поздних фильмов жанра «нуар», снятых в так называемый период классического нуара (с начала 1940-х по конец 50-х). Некоторыми киноведами считается одной из лучших режиссерских работ Уэллса, а также одним из лучших классических нуаров. В 1993 году картина была включена в Национальный реестр фильмов Соединенных Штатов.

Печатью зла отмечен маленький городок на американо-мексиканской границе. Ее оттиск ложится и на главных героев — на мексиканского агента отдела по борьбе с наркотиками Варгаса, превращающегося из законопослушного мужа и полицейского в мстительного безумца; на его невинную жену Сьюзан, погруженную преступниками в пучину наркотического транса; и на американского полицейского Хэнка Куинлена, не брезгующего никакими средствами, чтобы состряпать дело.

«Процесс»

После постановки детектива «Печать зла» с Чарлтоном Хестоном в главной роли Орсон Уэллс экранизирует знаменитый роман Франца Кафки «Процесс»: https://vk.com/wall-52526415_24691

Признание пришло к Орсону Уэллсу слишком поздно. В 1975 году Американский киноинститут наградил его специальным призом. Репутация Уэллса как режиссера год от года становилась все прочнее, а сам он под конец жизни все более превращался в Фальстафа, сыгранного им еще 1966 году. «Фальстаф», третий после «Макбета» и «Отелло» шекспировский фильм Уэллса. Последние легенды о режиссере гласят, что однажды он съел 18 хот-догов, сидя в закусочной «Пинк» в Лос-Анджелесе. Кроме кинофильмов, вклад Уэллса есть и в музыке. Перед смертью он участвовал в записи двух альбомов хэви-метал группы «Мановар». В 1982 году стал лауреатом юбилейной премии кинофестиваля в Венеции. А незадолго до смерти, в 1984 году, Уэллс получил приз Дэвида Гриффита от Гильдии американских режиссеров. 10 октября 1985 года замечательного художника не стало…

Источник