Искусство Жан-Мишеля Баския все еще меняет культуру

Искусство Жан-Мишеля Баския все еще меняет культуру

21.09.2017 Выкл. Автор f64admin

В мае этого года картина Жан-Мишеля Баския была продана за 110,5 млн долларов. Продажа, впечатляющая сама по себе, показала, что покойный художник побил многочисленные рекорды предшественников. Картина стала самой дорогой работой, когда-либо проданной американским художником, самой дорогой работой среди чернокожих авторов и первым произведением, созданным после 1980-го года стоимостью выше 100 миллионов долларов. Культурное наследие Баския было и остается одним из самых важных среди художников 20-го века — огромное влияние на культуру стрит-арта, на поп-культуру и культуры одежды.

Люди были очарованы жизнью и карьерой Баския с того момента, как он ворвался на Нью-Йоркскую сцену как очень талантливый 19-летний парень в 80-м. Он жил на пересечении искусства и поп культуры: близкие отношения с Мадонной, дружба с Боуи, и появление в шоу COMME des GARÇONS Весна / Лето 1987 — все это помогло сделать из молодого артиста культурную сенсацию.

Однако реальный подъем Баския начался с SAMO — псевдонима, используемого художником и его другом Al Diaz. «Я и JMB стали друзьями осенью 1976 года, познакомившись в City-As-School, альтернативной средней школе в Бруклине, — объясняет Диас, вспоминая их первую встречу. Ребята стали держаться друг-друга, а позже в этом году разработали SAMO на основе сатирических историй и листовок, которое было распостранено по всему городу в качестве граффити. «Мы начали распространять наше сатирическое послание SAMO через граффити, — говорит Диас, — оно очень быстро превратилось в средство выражения мнений окружающего нас мира, как мы это видели. Мы создавали совершенно новый стиль граффити. Он был грамотным и основанным на сообщениях».

 

Со временем SAMO продолжала развиваться, и сообщения о граффити продолжали распространяться по всему Нижнему Манхэттену. «Мы не случайно выбирали места, — объясняет Диас. «Все районы, где находились Арт-галереи получие наше посление — (« SAMO AS END 2 ALL THIS MEDIOCRE ART »), модные кварталы получили свои сообщения, связанные с трендом (« SAMO AS END 2 MEDIA CONTROLLED FADS »).« Когда Диас вспоминает весь проект, который продлился всего год, но его идеи и послания имели большое влияние на то, кем сейчас мы видим Баския, на то, как мы представляем его образ: «Я считаю, что все это стало стартовой площадкой для более поздних работ Жана. Он увидел направление, в котором идти. Использование провокационных слов и всей стилистики SAMO определило его дальнейший стиль».

После окончания проекта SAMO, Баския стал все больше погружаться в арт-сцену Нью-Йорка. Знакомство с Китом Харингом, появление на шоу Гленна О’Брайена и знакомство с Уорхолом.

Быстрый рост не стал неожиданностью для Диаса: «Я всегда знал, что JMB был очень особенным, амбициозным и талантливым парнем. Умный как хлыст, энциклопедический смысл восприятия. Он, казалось, поглощал информацию. «Как и Аль Диас, люди знали, что Баскиа был талантом, которые случаются раз в поколение. Однако они не могли предугадать насколько сильным будет влияние художника даже спустя почти 30 лет после его безвременной кончины в 1988 году.

С тех времен жизнь и карьера Баския была представлена более широкой, новой аудитории. Два самых ярких примера из современной поп-культуры — капсульная коллекция Supreme, которая включала работы художника, а так же видео JAY-Z на трек 4:44 в котором присутствует отрывок из интервью Жана 1985-го года. Эти коллаборации и референсы являются своего рода подтверждением о долгоиграющей культурной важности артиста. Сам факт, что такие бренды, как Supreme (а так же Reebok, CLOT и Uniqlo и др.) и музыканты уровня JAY-Z (который, кстати, является коллекционером) продолают ссылаться на Баския, что является свидетельством длительного влияния наследия художника.

 

Ранее в этом году было объявлено о массивной ретроспективе работ Баския. Под названием “Boom For Real”, это первая крупная выставка художника в Великобритании, хотя их было немного и в США. Выставка нацелена на то, чтобы охватить обширное наследие работ Баския, это звучит удивительно, если учесть, что все его творчество укладывается в период между отъездом из дома в 17 лет и гибелью всего лишь десятилетие спустя. Элеанор Нэрн, куратор мероприятия объясняет, как на выставке демонстрируется разнообразие работ Баския, — от музыки и граффити до поэзии и более обычного искусства, — от «динамизма сцен в центре города … открыток, которые он сделал с Дженнифер Штайн и продавал за доллар на улице; сотрудничества с Китом Харингом; плакатов, которые он создал со своей группой Grey; записи хип-хопа с Rammellzee и K-rob до выбора некоторых из книг, которые его вдохновляли, — позволяя посетителям расшифровать его отсылки к джазу, кино, литературе, телевидению и многое другое.»

Этот диапазон влияний является одной из многих причин того, что искусство Баския по-прежнему так актуально и сегодня. Другое — жизнь художника, которая многих интересуют больше, чем его работы — то, что считает Нэрн, неотделимо от его художественных произведений. «Баския передал большую часть своего опыта в свою работу, что является одной из причин, почему его жизнь является неотъемлемой частью понимания того, кем он был как художник», — объясняет Нэрн. «Например, когда он обращается к Чарли Паркеру, он, вероятно, думает об их общем опыте тягот знаменитостей, о стойкости расизма и о трудностях нарушения традиции — будь то стандарты джаза или условности живописи, — а также их испытания с наркоманией».

Эта взаимосвязь между его жизнью и работой — вот на что Yusaku Maezawa, японский коллекционер произведений искусства, потратил $ 110,5 млн. «Я действительно отождествлялся с корнями Баскии, — объясняет он по электронной почте. «Он был неизвестным уличным художником, который оказался в нужном месте в нужное время, чтобы его художественные работы привлекли внимание». На вопрос о том, что касается работы Баския, которая заставила его потратить такие огромные суммы денег, Maezawa просто говорит, что «он всегда был искренним в своих картинах », и что «искусство Баския имеет силу, чтобы произвести впечатление на зрителя только одной картиной»

Нэрн еще раз делает отсылку на жизнь Баскиа: «Родители Баскии были гаитянско-пуэрториканского происхождения, и он вырос в трехъязычном доме в Бруклине». «Эта текучесть между разными языками может частично объяснить его фантастическую способность переводить идеи в фразы, изображения и символы, нагруженные смыслом».

Эта способность присутствовала в работах Баския, когда он и Аль Диас грабили’ улицы Нижнего Манхэттена с короткими и сжатыми тегами SAMO, которые сатирировали популярную культуру, политику и рынок искусства.

Для Диаса фразы, написанные им и Баския, далеко не потеряли свою силу. «Я понимаю, что мало что изменилось, возможно, наблюдения, которые мы сделали, теперь имеют еще большую актуальность». Это мнение, которое также разделяет Нэрн, и, возможно, главная причина того, что Баския считается одним из самых важных художников 20-го века: Это работы, которые являются страстными и политическими», — объясняет она. «Им удается говорить за себя как с конкретным социально-историческим контекстом Нью-Йорка конца 1970-х и 1980-х годов, так и с нашей собственной культурой сегодня».