/ Art+Culture


986 Views

Share Share Share

Фильм Сергея Шановича «Новый русский дизайн» (2013)

Фильм рассказывает о российской школе дизайна, о современных художниках, занимающихся графическим дизайном, о том, над чем они сейчас работают, где получают образование и что думают о своей профессии.

«Какой бы красивый ни был дизайн, ничего не получится без хорошего шрифта», – уверены авторы документального фильма «Новый русский дизайн». Именно шрифт способен задавать правильные тон и настроение, необходимые для верного восприятия целого образа, ведь современный дизайн – это уже не просто способ оформления, а производство смыслов.

«Многие люди уверены, что нарисовать маленькую буковку на большом белом листе – это и есть дизайн. Или, скажем, провести красную линию посередине – это тоже дизайн. Или, например, если раскрасить ногти в разные цвета, то это тоже будет дизайн. Это ярко, но это не дизайн, – рассказывает автор фильма Сергей Шанович. – За понятием графический дизайн стоит нечто большее. Существует ритм, мелодия, композиция, темпо-ритм восприятия окружающего нас пространства. И в основе всего лежит шрифт».

Сергей Шанович – медиа-дизайнер, автор и разработчик образов ведущих отечественных телеканалов, академик Российской академии телевидения, председатель Гильдии ассоциации телепромоутеров и дизайнеров. В его послужном списке – оформление кинофестивалей ММКФ и «Кинотавр», телевизионной премии «ТЭФИ», рекламные кампании для Олимпийских игр в Сочи.

Его работа «Новый русский дизайн» является первым из четырех фильмов большого проекта, который призван систематизировать опыт российских дизайнеров последних двадцати лет. Фильм под другим углом рассказывает о графическом дизайне, типографике и визуальной культуре в целом. Авторы пытаются ответить на ряд вопросов: как шрифт влияет на нашу жизнь, какая у него роль, в какой момент буквы становятся произведением искусства, как, используя шрифт, максимально точно передать мысль, и существует ли российская школа дизайна? «Как таковая русская школа дизайна отсутствует, – считает один из крупнейших российских дизайнеров Артемий Лебедев. – У нас нет книжной оформительской школы, нет культуры русской книжной обложки, нет культуры верстки, шрифта, вывески и культуры оформления фасадов зданий, отсутствует грамотная навигация и знаки! Русская школа дизайна пока очень неинтересна, но только в наших руках все изменить в лучшую сторону».

В фильм включены рассказы об истории отечественного конструктивизма; о создании спортивной формы сборной России и новой карте метрополитена; об истории плаката как выставочном искусстве, Московской международной биеннале графического дизайна «Золотая пчела». Особое место уделено одной из особенностей русского дизайна – кириллице. Пользуются ей нехотя и всегда с опаской, но до конца не вычеркивают из основного арсенала инструментов.

«В начале 1990-х годов в латинской части было порядка 3000 шрифтов и гарнитур, в кириллице – около 30, – говорит Сергей Шанович. – Это огромное расстояние между нашей визуальной графической культурой и западной! Как только мы начнем думать о русской душе, то тут же обретем свою идентичность и перестанем быть как все. Пытаясь разобраться в себе самих, мы становимся интересны всему остальному миру».

В фильме принимают участие мэтры советского графического дизайна и молодые художники, которые строят свою карьеру уже в новой России: Сергей Шанович, Андрей Логвин, Артемий Лебедев, Дмитрий Перышков, Леонид Фейгин, Илья Рудерман, Михаил Ганушкин, Андрей Шелютто, Тагир Сафаев, Юрий Гордон, Елена Китаева, Олег Генисаретский, Михаил Куснирович, Дмитрий Барбанель, Андрей Шелютто, Владимир Чайка, Борис Трофимов, Анатолий Гусев, Игорь Гурович, Михаил Аникст, Дмитрий Ликин.

986 Views