Феномен Литовской школы фотографии

Феномен Литовской школы фотографии

24.09.2017 Выкл. Автор f64admin

В Советском Союзе Прибалтика была чем-то сродни Западу, а прибалтийская фотография — синоним бунтарей. Прибалтам действительно позволялось то, что в союзе считалось аморальным; и свою стилевую и сюжетную особенность они выражали без страха. Отсюда и выросла литовская школа фотографии — еще в 60-е никакой школы не было и быть не могло (Антанас Суткус был самоучкой — учился по западным фотожурналам 30-х, отсюда и вся «западность»). Понятие «литовская школа» впервые использовал московский журналист Анри Вартанов после легендарной выставки девяти литовских фотографов 1969 года в московском Домжуре.

I. Ромуальдас Ракаускас «Цветение»

«В 33 года, я сделал свой самый серьезный и сильный цикл — «Цветение». Начинал я его интересно. Вначале я просто задумал сделать обложку для журнала: взял пару молодых ребят и попросил их пойти мне навстречу по цветущей аллее. Потом сделал фотографию старика, сидящего под огромным цветущим каштаном, еще пару разрозненных кадров и только тогда понял, что нужно взять это в качестве темы. Цветение, знаете, бывает очень коротким: неделька, иногда две, и все. И почти девяносто процентов моих кадров там — это режиссура. Я за зиму придумывал какие-то сюжеты, но, к сожалению, их не всегда удавалось снять. Я ездил по деревням, входил в избы, смотрел, что там есть — дети, старики, быт. Потом объяснял, что я снимаю, и — удивительное дело — простые деревенские люди очень мне помогали. Чтобы единственный кадр сделать, я мог по шесть пленок отщелкать, а деревенские люди очень искренно всегда помогали. Моя самая любимая фотография — мальчик, идущий по дороге и несущий кролика. Я тогда снимал это мальчишку, его брата, их вдвоем, и, наконец, поймал момент, когда он так удивительно тепло наклонил голову к этому белому кролику. Мне не верят, что все это режиссура, но режиссуру так и надо делать, чтобы она выглядела натурально. Это надо уметь.

 

[su_slider source=»media: 1413,1415,1412,1406,1407,1408,1409,1411,1416,1417,1418,1419,1420″ limit=»100″ width=»980″ height=»640″ responsive=»no» title=»no» centered=»no» pages=»no» mousewheel=»no» autoplay=»0″ speed=»0″]

А повторяемость, конечно, была: сюжеты очень были похожие. То с кроликом уже не буду снимать, то колодец уже снял, то это снял. Настолько я тему исчерпал, что мне было даже противно смотреть на цветение, на эти красивые белые яблони. Все-таки за неделю страшное напряжение: не успеешь, не сделаешь. Еще и погода бывает разная. Повезло, если неделю нет дождя, а если погода испортится… Словом, потом я пять лет не мог смотреть на цветущие сады.»

II. Ромуальдас Пожерскис

Ромуальдас Пожерскис, классик литовской фотографии, в беседе с корреспондентом ПФ рассказал о традициях литовской фотографии и о времени, которое осталось в памяти мастера и на его снимках.

— Ромуальдас, фотография вошла в Вашу жизнь как озарение, или это было дело случая?

— Если говорить громкими словами, то человек рождается два раза: один раз физически, второй раз — душевно, морально, в тот момент, когда у него возникают вопросы, почему он живет, зачем он в этом мире, что он хочет сделать. Если он хочет сказать: «Я живу, я вижу, я имею свое мнение», — начинается творчество. Это и есть созревание. У всех бывает по-разному: у кого-то несчастная любовь, у кого-то — смерть друзей, смерть родителей, но так или иначе что-то должно сотрясти человека. Для меня таким потрясением стали события 1972 года. Один молодой человек в Каунасе сжег себя, протестуя против власти. Происходили многочисленные демонстрации, и я их снимал. В какой-то момент меня задержала милиция, я сел в тюрьму и был исключен из университета. Правда, вскоре меня отпустили, потому что я был студентом, а студентов тогда не судили, но потрясение в моей жизни уже произошло. Я родился как человек, с осознанием того, что имею свою страну, свой народ, свою историю, что я неразрывно связан с ними. И тогда я выбрал фотографию как средство самовыражения.

 

[su_slider source=»media: 1425,1426,1427,1428,1429,1431,1432,1433,1434,1435,1436,1437,1438″ limit=»100″ width=»980″ height=»640″ responsive=»no» title=»no» centered=»no» pages=»no» mousewheel=»no» autoplay=»0″ speed=»0″]

В 1973 году меня восстановили в Каунасском университете, я сдружился с Виргилиусом Шонтой, тогда тоже студентом, и уже через полгода мы сделали первую выставку. С этого и началась моя фотография. В то время фотографическое движение в Литве активно развивалось. В 1973 году Каунасский фотоклуб, в котором созревали почти все большие литовские фотографы, отмечал десятилетие. Это был экспериментальный клуб, куда приходило много молодых людей, среди них Бутырин, Мацияускас и другие. Моральным учителем был Гунар Бинде. Он несколько раз приезжал, выступал в фотоклубе. В 1974 году, 7 января, в день рождения фотографии, в Каунасе был создан Каунасский отдел Союза фотохудожников Литвы. Нас с Шонтой быстро приняли в Союз, и мы начали искать свой творческий путь. Через год мы были включены, если выражаться спортивным языком, в литовскую фотографическую команду. И если где-то за границей выставлялись десять литовских фотографов, то среди них уже обязательно были мы с Шонтой. Каждый со своей темой, мы очень быстро вышли на самый высокий фотографический уровень в Литве. Вообще, фотография — это довольно трудная профессия, трудное искусство. Думаю, в жизни, особенно молодым людям, важно всегда иметь друзей, которые разделяют те же идеи, те же мысли. Вдвоем, втроем всегда лучше, легче, сильнее.

III. Антанас Суткус

Антанас Суткус — классик советской и литовской фотографии, основатель Союза фотоискусства Литвы, выдающийся представитель национальной фотографической школы. Выставки его работ с успехом проходят по всему миру, являя собой документы ушедшей эпохи. В 2001–2002 годах фотограф получил стипендию Фонда Эрны и Виктора Хассельблад (Швеция) для архивации своих работ.

Антанас Суткус родился 27 июня 1939 года в деревне Клуонишкяй Каунасского района Литвы. В 1958–1964 годах изучал журналистику в Вильнюсском государственном университете. Тогда же он стал снимать, хотя впервые взял в руки камеру еще в детстве. В одном из интервью Антанас сказал: «В детстве копил деньги на велосипед, но почему-то купил фотоаппарат».

В конце 1960-х годов вокруг Суткуса стали объединяться лучшие фотографы, и по его инициативе был создан Союз фотохудожников Литвы, который он возглавлял более 20 лет.

Антанас всегда был верен черно-белой фотографии. Известно даже, что когда он использовал цветную пленку, то потом печатал черно-белые снимки.

Сейчас Суткус не фотографирует, а занимается в основном упорядочиванием своего архива, который, по его словам, занимает больше половины дома.

— Снимки, слайды и негативы, негативы — ведь я ничего не выбрасываю. Общество фотоискусства Литвы 18 лет было единственным в Советском Союзе. Мы процветали.

 

[su_slider source=»media: 1465,1470,1471,1472,1469,1467,1466,1464,1463,1462,1461,1460,1459,1456,1454,1452,1451,1450,1448,1446,1445,1444,1443,1442,1441″ limit=»100″ width=»980″ height=»640″ responsive=»no» title=»no» centered=»no» pages=»no» mousewheel=»no» autoplay=»0″ speed=»0″]

Нам помогали и московские коллеги. Мы сообща доказывали, что литовская фотографическая школа — она иная, чтобы нас не обвинили в очернении советской действительности. Бывало так, что мы устраивали международную выставку, получали премии — и ни одного снимка не было опубликовано в советской печати, — вспоминает он.

К цифровой фотографии Антанас относится неоднозначно. По его мнению, в ней «теряется индивидуальность, происходит нивелирование».

Говоря о необходимости выжидать момент, он всегда обращается к повседневности, которая скрывает в себе множество интересных сюжетов.

— О фотографии так сказано: «Это дело случайности, но в нашем мире она дана лишь неслучайным людям». Меня интересует повседневность. Много раз было так, что фотографируешь одного человека, вдруг на улице что-то происходит — и ты снимаешь уже совсем не то, что хотел изначально, а нечто совсем другое, — говорил он в одном из своих интервью.

Фотографию Антанас трактует как «духовную летопись второй половины XX века»:

— Например, когда вы смотрите на себя в зеркало, вы не оцениваете себя критически. А вы пробовали поставить рядом второе зеркало и увидеть себя так, как вы выглядите со стороны? — сказал он в беседе с той же «Независимой газетой». — Это отражение в отражении — то, как вы выглядите на самом деле. Так вот фотография и есть такое второе зеркало. Эту систему зеркал нужно время от времени чистить. Фотография для меня — способ общения с людьми. Раньше я с фотоаппаратом не расставался. К сожалению, сейчас мы живем так, что все время бежим, спешим, работаем, нам некогда почитать, пообщаться с друзьями, подумать о душе. Мы все сейчас очень заняты…

Награды Антанаса Суткуса можно перечислять долго: заслуженный деятель культуры Литвы (1980 год), лауреат Государственной премии Литвы (1985 год), почетный член Союза фотохудожников Литвы (1993 год), обладатель ордена Великого князя Литвы Гядиминаса IV степени (1997 год), лауреат премии в области искусства, учрежденной правительством Литовской республики (1998 год), лауреат Национальной премии Литвы в области культуры и искусства (2003 год).

С того момента, как Антанас Суткус стал снимать, было организовано более 150 выставок его фотографий по всему миру. Сегодня работы мастера украшают лучшие музеи и галереи мира: Музей Виктории и Альберта в Лондоне, музей Нисефора Ньепса во Франции, Музей фотографии в Хельсинки, Музей искусства Литвы, Международный центр фотографии в Нью-Йорке и Московский дом фотографии.

IV.  Римантас Дихавичюс

Родился в 1937 году. В детстве вместе с родителями был выслан в Сибирь. В 1963 году окончил Художественный институт Литовской ССР.

Занимался оформлением книг и журналов, создавал плакаты и рекламную графику, оформил и проиллюстрировал более 200 изданий. Сотрудничал с различными издательствами и редакциями, преподавал.

В 1987 году вышел авторский альбом Дихавичюса «Цветы среди цветов», который демонстрировался на международной книжной ярмарке в Москве. Фотоальбом стал первым изданием в жанре «ню», которое официально вышло в СССР. Первоначально выпущен тиражом 5000 экземпляров, а затем переиздавлся четыре раза. Из фотографий, вошедших в альбомы была организована выставка, которая открылась в Центральном доме журналиста. Ежедневно выставку посещало более 20 тысяч человек.

 

[su_slider source=»media: 1476,1481,1482,1484,1485,1488,1489,1490,1495,1497,1500″ limit=»100″ width=»980″ height=»640″ responsive=»no» title=»no» centered=»no» pages=»no» mousewheel=»no» autoplay=»0″ speed=»0″]

Издал монографии о творчестве литовских художников Шарунасе Сауке и Антанасе Кмеляускасе. Издает международный журнал «Baltic art», посвящённый современному изобразительному искусству Прибалтики, а также календарь «Талантом и сердцем», посвящённый художникам Литвы.

В 2005 году совместно с А. Варанкой издал фотоальбом «Северная Осетия-Алания», после чего оба автора были награждены званием «заслуженный деятель искусств Северной Осетии-Алании».

Провёл персональные выставки во многих городах бывшего Советского Союза, а также в Париже, Чикаго, Лос-Анджелесе, Праге, Варшаве и других. Фотографии Римантаса Дихавичюса находятся в национальных музеях и галереях Вильнюса, Каунаса, Шяуляя, Иерусалима, Парижа, Лозанны, Оксфорда.

V.  Витас Луцкус

Витас Луцкус — легендарный советский фотограф 1970-80-х годов, его часто называют родоначальником концептуальной фотографии в Литве. Он путешествовал по всем советским республикам, фотографировал крестьян, артистов, случайных прохожих и полицейских.

 

[su_slider source=»media: 1503,1504,1506,1507,1509,1510,1511,1512,1513″ limit=»100″ width=»980″ height=»640″ responsive=»no» title=»no» centered=»no» pages=»no» mousewheel=»no» autoplay=»0″ speed=»0″]

Источники | spbphotographer.ru, rosphoto.com