/ Art+Culture


1949 Views

Share Share Share

Душа британского Гэридж-а на фотографиях Эвена Спенсера

В последние годы все яснее становится, что мы не ценим гэридж так, как стоило бы. Волей-неволей задумываешься, что большинство диджеев, продюсеров, режиссеров и фэшн-дизайнеров, которые сегодня в своих работах ссылаются на Тодда Эдвардса и Ben Sherman, на самом деле выросли слушая Coal Chamber и одевая штаны от Criminal Damage.

По крайней мере один человек запечатлел это, и имя ему Эван Спенсер. За долгие годы карьеры Эван успел посотрудничать с The White Stripes, заснять безмятежные деньки грайма (если такое вообще было) и опубликовать их в своей книге “Открытый микрофон”, а также сделать фото для буклета Original Pirate Material Майка Спиннера. Его последний проект касается прославленной, но так достаточно и не задокументированной, эры UKG и представлен в виде новой книги “Бренди с колой”.

В ней собраны фантастические фотографии, прекрасно отражающие атмосферу первых гэридж-тусовок, на которых побывали все старшие братья моих друзей, по их же утверждениям. Штаны с газетными принтами, платья на пуговицах от Ив Сен-Лорана напоказ, море пролитого шампанского и других модных напитков. После долгих часов рассматривания этих фото и на фоне все нарастающего желания быть одним из изображенных там людей во всем атласном, я решил поговорить с Эваном о гэридже, грайме, одежде, и о том, на самом ли деле бывший нападающий “Ньюкасл Юнайтед” Энди Коул был одним из “50 первых гэридж-рейверов”.

Привет, Эван! Что ж, когда вы впервые услышали термин “гэридж” в отношении танцевальной музыки?

В начале 90-х, но это был американский гэридж, что-то вроде хауса. Нью-йоркский хаус с вокалом можно было бы назвать “гэриджем”. Впервые услышал это, наверно, на соул-сцене. Тогда все пересекалось, и я с своими приятелями посещал соул-вечеринки, избегая дикой рейв-сцены. Хаус проникал во все жанры, поэтому соул, и в то время, гэридж можно было назвать хаусом с элементами соула.

Много пересудов существует насчет того, кого считать родителями британского гэриджа. Каково ваше мнение?

Да, думаю, это стоящие разговоры. Это пришло из Америки, не из рейв-культуры, так как она именно британская. Это пришло из Детройта, и мы, например, в ночных клубах Ньюкасла, стали слушать хаус. Нам нравилось все это, но оно находилось бок о бок с соулом – Soul II Soul, современным соулом, SOS Band и всем этим дерьмом. Из-за этого, я думаю, рейв вышел на главные роли, а хаус превратился во что-то другое. И тогда, я бы сказал, спид-гэридж вырвался из Нью-Джерси и популяризировался здесь.

Какие вечеринки проходили в Лондоне на момент пришествия спид-гэриджа?

Если говорить о моем опыте, то я был в маленьком клубе на Hoxton Square, что в западном Лондоне, это был джангл-клуб. Фанатом этого я не был – слушать такую музыку всю ночь было охуенно скучно. Стиль ужасный, было действительно уныло.

Чем первые спид-гэридж вечеринки отличались от остальной ночной жизни столицы?

Это было, блять, невероятно. Были как парочки, так и множество танцующих вместе парней, причем всех одетых с иголочки и часто в красочные одежды. Это был пост-рейверный период, поэтому все выглядели малость убого, на самом деле. И внезапно мы отправлялись туда и видели людей, которые выглядели реально опрятными и элегантными. Это была показуха, ведь они все пили шампанское, но и очень захватывающе, потому что вы понимали, что что-то поменялось и было совершенно иным, нежели все остальное. Это казалось андеграундом, чем-то иным – ходить туда был потрясающе.

Эти вечеринки были строго для взрослых и все проходило мирно? Или же в них присутствовала жестокость?

Грубости не было. Никогда не чувствовал опасности. Все казалось радостным и праздничным, как на соул-тусовках. Было чувство, что ты просто пришел повеселиться. Много было позерства и людей в малость угрюмом настроении, но они просто стояли вокруг и все.

Ваша книга называется “Бренди и Кола”. Это напиток из тех гэридж-ночей? Или вы подразумеваете под этим нечто большее?

Ага, оно основывается на том, что все тогда пили: бренди и колу. Это был коктейль. На некоторых снимках девушки пьют шампанское, но большинство парней предпочли бы именно бренди с колой.

Это не тот напиток, который сейчас можно встретить?

Не видели, серьезно? Это упущение, верно?

Да. Были ли на гэридж-сцене наркотики?

Только травка. Это было карибское влияние, точнее даже, возможно, – восточно-индийское. Это те же британцы, верно? Тот же Лондон.

Так там не было привычных для рейв-сцены таблеток?

Верно, ничего подобного не было. Эти огромные, дерьмовые и показушные суперклубы c тысячами людьми, в тесноте мешавшими фиговые таблетки с реально фиговым коксом – никогда не любил подобное.

Какую роль сыграл стиль в истории UKG?

Огромную. Это была одна из самых неотъемлемых вещей, на самом деле. Люди одевались по-разному. Люди развивали этот стиль с более узкими вещами, нежели другие тогда носили.

Остальная часть Британии одевалась тогда как Леонардо Ди Каприо в “Пляже”.

Именно. Это были вещи от Addict и других отвратительных лейблов. Вещи становились уже, и я помню, как подумал, что это напоминает мне тусовку мобов, к которой я принадлежал, когда был моложе – парни танцуют все вместе в узкой и элегантной одежде. В то время у многих знакомых мне подростков были скутеры. Во всем этом было ощущение прекрасной Британии и люди очень заботились о своем внешнем виде, что, как мне кажется, затем исчезло.

Огромное количество модных вещей было создано в дизайнерских фирмах, которые, казалось, противопостовлялись предшествующим им эрам рейва и брит-попа. Можете ли вы сказать, что эта сцена стала синонимом роскоши?

Не совсем. Это был типичный британский набор – противопоставление всему остальному, субкультура, состоящая, по большей части, из выходцев рабочего класса, которые приодевались в уикэнды. Эскапизм, не так ли? Не думаю, что в этом была какая-то роскошь. Это появилось потом, но к этому времени сцена уже сформировалась.

Типичный гаражный лук для парней и для девушек – какой он?

Девушки носят удивительные платья. На лицо наносили бы простой макияж, а их волосы, ногти и каблуки были бы в безупречном состоянии. Также, чтобы хорошо смотреться, им надо уметь танцевать. Парней, конечно, можно разделить на несколько категорий, но спортивного стиля точно не было, если только чиносы или Guess Jeans. И можно было увидеть вещи от Paul Smith, потому что он использовал много вызывающей для того времени графики. Помню, у него были майки с огромными яблоками.

Я очарован китайскими принтами со всеми этими драконами повсюду на майках. Хотя, возможно, это было уже позже, когда пришли Pied Piper и ему подобные.

Да, это было немного позже, когда стиль стал более уличным.

Многие парни носили Kickers или туфли от Bass, верно?

Я все еще ношу их. Называю “глазгианскими туфлями”.

И эти бархатные черные брюки?

Да, из смешанных материалов. Их часто можно было видеть. На гэридж-вечеринку нельзя было прийти в джинсах, даже в хороших.

И Ben Sherman?

Да, и Ben Sherman, если вы малость хулиган. Но многие парни стали бы носить яркие атласные майки с дерзкими принтами. Можно было бы встретить многих людей в костюмах, но с длинными жакетами. Помню, что это было популярным. И вот парни в майках с принтом Moschino, в тенях и паре брюк. Ботинки от Gucci тоже были в большом почете.

Когда вы впервые начали понимать, что гэридж перестал быть андеграундом?

Когда пиратское радио стало зазывать подростков со всех окраин и провинций. В Ayia Napa можно было заметить множество изменений – британские тинейджеры становились хулиганами и начинали ходить по клубам. Можно было пройти по Old Kent Road и увидеть много детей, отрывающихся на рейвах, но чтобы в клубах… Но они стали тусить там на каникулах и это быстро стало популярным. Получаете полдюжины песен Крейга Дэвида, а там и Ministry of Sound объявили о релизе Rewind Garage Classics. Это же, блять, гвоздь в крышку гроба, так ведь?

В другой раз они выпустили дип-хаусовский сборник.

Сколько нам еще нужно этих дип-хаусовских сборников?

Именно. К 2004 году доминантной силой в урбанистической лондонской музыке стал грайм, более яростный и сырой по звучанию. Как думаете, почему?

Люди, делавшие эту музыку, были прошаренными и наученными гэриджом и So Solid – они хотели успеха и профита от этого. Но грайм был более экзистенциальным, не так ли? Был музыкой улиц, не так ли? Так они сами говорили. Вспомните, когда грайм впервые появился в 2004 году, So Solid Crew гастролировали с аншлагами по всей стране. Детей застреливали на этих концертах, либо около концертных площадок. Это, блять, правда, так ведь? Трое из So Solid были обвинены в убийстве.

Сейчас в клубах не стреляют, но раньше такое было довольно часто.

Охрана смехотворной стала, ее уже столько же, сколько и музыки. Но все привело к противоположному, правда? Все люди теперь с ножами ходят.

Можете вспомнить подобные инциденты?

Ага. К тому моменту я уже вышел из гэридж-тусовки, это случилось среди граймеров. Было что-то вроде музыкального форума в Royal Festival Hall, где находилось много подростков-граймеров и можно было видеть, как люди разбегаются. Но в грайме был дух соперничества, которого не было в гэридже, дух улиц, личного опыта, где каждый MC старался изо всех сил. Все эти танцы пришли потом.

Как вы считаете, подростки, даже в гэридже, были постоянно озлобленными?

Не думаю, что все были прямо таки озлобленными. Гэридж существовал для получения удовольствия, а грайм был чуть более злым. В том мире панков было немного больше, а гэридж был более доступным, потому что там надо было хорошо двигаться и танцевать.

Ага. Видится, что гэридж-продюсеры настоящего и будущего упускают, что гэридж должен быть сексуальным. Что вы об этом думаете?

С гэриджем будущего, да и с любым возрождением чего-либо, происходит просто модернизация, не обязательно исключающая сексуальность. Сексуальной была неоднозначность – никто не знал, к чему придет эта тусовка. Сейчас это отчасти повторяется. В этом нет ничего противоестественного, потому что музыка – отличная, тусовка – здоровая, и мне нравится гэридж будущего. Грайм не в моем вкусе. Не могу быть гребаным туристом – 30-летним странным малым, притворяющимся граймером. Хотя мне нравилась их энергетика и мироощущение.

Пойдете сейчас домой, где расслабитесь перед сном под Джеммера?

Джеммо был охуенным. Работать с ним было потрясающе. Но в гэридже будущего, я думаю, будет меньше сексуальности, потому что во всем этом есть элемент ностальгии, а это не сексуально.

И, наконец, я однажды услышал невероятный, но неподтвержденный слух, что Энди Коул был одним из 50-ти первым рейверов.

Думаю, что в то время он играл за “Ньюкасл”, поэтому не представляю, как он мог стать одним из основоположников рейва.

Вот, теперь все прояснилось. Что будете делать дальше?

Мы опубликуем новую книгу. Думаю, что она достойна экранизации. Особенно сейчас, на волне возрождения, она показывает, насколько это было значимо. Да даже без возрождения интереса, важно оглянуться назад и посмотреть, как с тех пор изменилась культура и субкультура. Например, не думаю, что грайм возник бы без гэриджа – его бы попросту не было.

Оригинал.

Автор: Артем Макоян

1949 Views